Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел 1 августа 2024 года заседание своей комиссии по жилищной политике по теме «Новая модель технического регулирования в строительстве». В мероприятии, которое состоялось в формате видеоконференции, приняли участие более 150 представителей проектных, строительных, девелоперских и научных организаций. Спикером выступил директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин.
Рассматривались вопросы применения инновационных решений в проектировании и строительстве после вступления в силу новых положений законодательства о техническом регулировании.
Владимир Калинкин сообщил, что с 1 сентября 2024 года вступают в силу положения Федерального закона от 25.12.2023 г. № 653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”. При этом теряют силу положения прежней редакции технического регламента (384-ФЗ) о разделении сводов правил на обязательные и добровольные. Вместо этого создается единый электронный реестр нормативных документов, применение которых обеспечивает соблюдение требований технического регламента.
После вступления в силу нового закона утрачивает силу механизм применения специальных технических условий (СТУ). Одновременно повышается статус стандартов организаций (СТО), которые будут применяться в качестве доказательной базы технического регламента и приравниваются к сводам правил, ГОСТам и с другим документам по стандартизации. Также в законодательстве появляются новые способы доказательства соответствия проектных решений требованиям безопасности: моделирование сценариев, расчеты, исследования, расчет рисков.
ЕДИНЫЙ РЕЕСТР
В едином реестре будет содержаться исчерпывающий перечень требований, которым должны соблюдаться в ходе инженерных изысканий, проектирования строительства и эксплуатации объектов капитального строительства. Там будут содержаться как требования сводов правил, разработанных Минстроем России, так и своды правил, разработанные МЧС России, санитарно-эпидемиологические нормы и правила, требования радиационной и экологической безопасности. В течение 2024 - 2026 годов ставится задача перевести их в машиночитаемый/машинопонимаемый формат.
Задача реестра состоит в том, чтобы ограничить возможность требования от проектировщика обязательного соблюдения тех или иных условий, которые не включены в реестр. Инженеры получают возможность выбирать, руководствоваться требованиями из единого реестра, требованиями стандарта организации (СТО), обосновывать безопасность применяемых решений через прописанные в законе способы доказательства соответствия. При этом необходимо понимать, что ответственность за принимаемое решение возлагается на главного инженера проекта (ГИПа).
СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
Стандарт организации (СТО) может быть разработан заинтересованной организацией. Отличие СТО от СТУ состоит в том, что стандарт организации является механизмом утверждения не разовых, а тиражируемых стандартных решений, связанных с обеспечением безопасности. После получения заключения профильного технического комитета он может применяться разработавшей его организацией и другими организациями отрасли.
Сфера действия такого стандарта должна распространяться на те виды безопасности, которые указаны в 384-ФЗ. Он должен пройти экспертизу в профильном техническом комитете Росстандарта и получить там положительное экспертное заключение. Далее такой стандарт регистрируется в соответствующем фонде Росстандарта и становится доказательной базой Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».
По сути СТО может применяться в качестве инструмента стандартизации инновационных решений, не отраженных в действующей нормативной базе, либо в качестве альтернативного, более совершенного механизма обеспечения безопасности. Однако и в том, и в другом случае он не может занижать существующие показатели безопасности, отметил Владимир Калинкин.
Он предостерег организации от попыток утвердить свои стандарты в других технических комитетах, не связанных со строительством. В этом случае органы экспертизы не будут принимать их в качестве основания для оценки соответствия проектных решений требованиям безопасности.
Также представитель Минстроя отметил, что государственный регулятор не рассматривает СТО в качестве массового механизма стандартизации и призывает использовать требования, содержащиеся в сводах правил.
ОБОСНОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Владимир Калинкин также напомнил, что ранее в этом году было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. № 708 “Об утверждении требований к содержанию результатов применения предусмотренных частью 6 статьи 15 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным указанным Федеральным законом, порядку их подготовки и утверждения”.
Основная идея этого регулирующего документа состоит в том, что результаты обоснования проектных решений может исключительно главный инженер проекта (ГИП). В том случае, когда ГИП самостоятельно не может обосновать те решения, которые закладываются в проектную документацию, то он вправе привлечь научную организацию или научного сотрудника. Деятельность научных сотрудников и научных организаций регулируется Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Однако и в этом случае результаты обоснования окончательно утверждает ГИП и несет за это персональную ответственность. Для этого он получает и подтверждает определенную квалификацию, сведения о нем включаются в соответствующий Национальный реестр специалистов, организация, в которой он работает вносит средства в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Данные о таких обоснованиях будут храниться в информационных системах, обеспечивающих проведение негосударственной или государственной экспертизы. В ЕГРЗ планируется сформировать отдельный модуль, который будет накапливать сведения о лицах, подготовивших обоснования, и научных организациях, которые для этого привлекались.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
В качестве доказательной базой технического регламента, по закону, могут применяться международные стандарты, международные своды правил, региональные своды правил и региональные стандарты. Однако, по оценке Минстроя, применять этот механизм застройщикам, которые осуществляют массовое жилищное строительство, не имеет смысла. Эти стандарты обычно ориентированы на другие строительные материалы, которые производятся в тех странах, где они были разработаны. Поэтому они могут быть интересны застройщикам, которые осуществляют проектирование и строительство современных промышленных объектов. Такие стандарты необходимо переводить, направлять на экспертизу в Росстандарт и в Минпромторг, затем вносить в соответствующие реестры и только после этого применять, сказал Владимир Калинкин.